Власти отказались раскрывать траты на «дело ЮКОСа»

Власти

Россия защищается в иностранных судах от бывших акционеров ЮКОСа через специально созданную для этого НКО. Ее отчетность должна публиковаться по закону, но этого не происходит. Минюст отказался предоставлять ее РБК

В начале 2015 года Россия создала автономную некоммерческую организацию «-Международный центр правовой защиты»- (МЦПЗ), которой было поручено координировать юридическую защиту российских госактивов от -притязаний бывших акционеров ЮКОСа в -различных странах. Судебные процессы шли или -идут в -семи странах, на -кону  $50 млрд, которые экс-акционеры ЮКОСа (их интересы представляет гибралтарская GML) пытаются взыскать с -России. Расходы на -суды могут достигать десятков миллионов долларов, говорят опрошенные РБК эксперты, но -сколько точно Россия тратит на -оборону по «-делу ЮКОСа»-, сказать невозможно. Хотя закон об -НКО предписывает всем некоммерческим организациям публиковать отчеты о -поступлении и -расходовании средств, отчетность МЦПЗ до -сих пор не -опубликована на -специальном портале Минюста, министерство и -МЦПЗ также -отказались предоставить ее -РБК.

МЦПЗ «-своевременно представляет»- в -Минюст все документы (это значит, что -отчетность за -2015 год была предоставлена до -15 апреля 2016 года), следует из -ответа пресс-службы Минюста на -запрос -РБК. Но если -документы переданы на -бумажном носителе, Минюст не -обязан их публиковать или -предоставлять по -запросам граждан или -организаций, следует из -ответа. По состоянию на -19 декабря отчетности МЦПЗ в -соответствующей базе на -сайте Минюста не -было. «-Мы эту информацию напрямую обязаны представлять в -Минюст, что -мы и -сделали»-,  сказал РБК гендиректор МЦПЗ Андрей Кондаков, отказавшись от -дальнейших комментариев.

«-Когда НКО подает отчетность не -через -процедуру размещения на -сайте Минюста, а -просто в -бумажном виде, очень часто эти отчеты не -появляются в -общей базе данных. И хотя -министерство брало на -себя обязательство создать единую и -публичную базу данных отчетов -НКО, принимая и -продолжая принимать отчеты в -бумажном виде, оно создает лазейку для -сокрытия данной отчетности некоторыми НКО»-,  говорит аналитик центра «-Трансперенси Интернешнл  -Р»- Анастасия Иволга.

При этом в -данном случае сама НКО является структурой, де-факто подконтрольной Минюсту. Хотя МЦПЗ формально был учрежден двумя государственными научными институтами, он является официальным агентом Министерства юстиции, рассказывал Кондаков в -октябрьском интервью «-Ведомостям»-. «-Я не -могу, к -сожалению, обсуждать бюджет. Могу только -сказать, что -Минюст справедливо требует представлять детализированные до -последней копейки отчеты о -затратах на -услуги юридических фирм и -сопутствующих расходах и -внимательнейшим образом все проверяет»-,  признавался -он.

Необъявленная секретность

Из бухгалтерского баланса МЦПЗ (есть в -базе СПАРК.  РБК) следует, что -поступлений у нее больше -чем -3 млн -руб. за -год, а -значит, организация должна предоставлять полную отчетность, включая -документы о -расходовании денежных средств и -об -использовании иного имущества, отмечает Иволга. Оборотные активы МЦПЗ только -на -конец 2015 года составляли 881 млн -руб., «-добровольные имущественные взносы и -пожертвования»-  212 млн -руб., следует из -базы СПАРК. Из отчетности перед -Минюстом могло -бы быть видно, сколько -центр получил из -федерального бюджета или -от -российских организаций и -граждан, сколько -потратил на -целевые мероприятия.

В федеральном бюджете никак не -отражаются расходы по «-делу ЮКОСа»-, но -есть ассигнования на -основное мероприятие «-Обеспечение защиты интересов Российской Федерации в -международных судебных и -иных юридических спорах, касающихся финансовых претензий к -Российской Федерации»-, главным распорядителем по -которому является Министерство финансов. В 2016 году по -этой статье выделено -4,71 млрд -руб., на -2017 год выделяется -3,38 млрд -руб. Пресс-служба Минфина не -ответила на -вопрос, в -какой -статье бюджета проходят расходы по «-делу ЮКОСа»-. Эти расходы могут проходить и -как субсидии юрлицам (в открытой части бюджета субсидий АНО «-МЦПЗ»- не -встречается, но -отдельные субсидии юрлицам предоставляются согласно -секретному приложению, следует из -проекта бюджета на -2017&ndash-2019 годы). Пресс-служба Минюста не -ответила на -вопрос РБК о -том, наложен -ли -на -отчетность МЦПЗ гриф секретности. Но из -пояснений ведомства следует, что -никаких принципиальных препятствий для -раскрытия этой информации нет  -просто -это должен сделать МЦПЗ. «-Предоставление отчетов на -бумажном носителе не -освобождает некоммерческую организацию от -обязанности размещения отчетности на -информационном портале о -деятельности некоммерческих организаций или -от -опубликования в -СМИ»-,  говорится в -ответе.

Размещению в -интернете не -подлежат отчеты и -сообщения -НКО, «-содержащие сведения и -изображения, распространение которых ограничивается или -запрещается законодательством»-, следует из -приказа Минюста 2010 года о -порядке размещения в -интернете отчетов некоммерческих организаций. По сути, это единственное ограничение, на -основании которого МЦПЗ мог не -раскрыть сведения о -своей деятельности, говорит Анастасия Иволга.

Закон о -СМИ под -вопросом

Непредоставление Минюстом отчетности МЦПЗ в -ответ на -запрос РБК нарушает положение -ст.47 закона «-О СМИ»-, гарантирующее право журналистов на -получение информации, не -относящейся к -«-государственной, коммерческой или -иной специально охраняемой законом тайне»-, утверждает Иван Павлов, руководитель «-Команды 29»-  неформального правозащитного объединения юристов и -журналистов (Павлов и -его коллеги добивались от -Минюста раскрытия аналогичной отчетности АНО «-ТВ-Новости»-, управляющей телеканалом -RT, за -2009&ndash-2012 годы, сообщал РБК). В октябре 2015 года источник в -правительстве рассказывал РБК, что -Минюст заключил с -МЦПЗ контракт. Если это -так, то -выбор МЦПЗ в -качестве -подрядчика Минюста должен был осуществляться на -основе тендера, говорит Павлов. Однако сведений о -том, что -такой конкурс состоялся, -нет. На сайте госзакупок и -в -базе СПАРК никаких контрактов МЦПЗ не -числится. На правительственных сайтах информации о -каких-либо поручениях МЦПЗ от -властей РБК найти не -удалось.

Координация всех зарубежных процессов по -делу ЮКОСа была возложена на -МЦПЗ по -решению правительства, говорил Кондаков в -интервью «-Ведомостям»-. В апреле 2016 года Окружной суд Гааги отменил решение международного арбитража на -$50 млрд, но -GML подала апелляцию в -Нидерландах, там слушания еще не -начались. В Бельгии и -Франции Россия добивается снятия наложенных арестов на -госимущество. В Великобритании и -США разбирательства были приостановлены, а -в -Германии и -Индии  -отозваны по -инициативе бывших акционеров ЮКОСа. Во Франции экс-акционеры потерпели ряд неудач (в том числе некоторые аресты собственности были признаны французским судом неправомерными).

В каждой стране Россию защищают команды местных юристов: в -США, Великобритании и -Германии это международная White &- Case, в -Бельгии и -Нидерландах  -Hanotiau &- van den Berg авторитетного профессора права Альберта Яна ван ден Берга, во -Франции  -De Gaulle Fleurance &- Associé-s. Окончательное решение о -том, с -какой -фирмой работать, принимает правительство, утверждал глава МЦПЗ в -интервью. Услуги таких фирм стоят дорого  -почасовая ставка партнера White &- Case может составлять порядка -$800, предполагает адвокат Herbert Smith Freehills Алексей Панич. В месяц -же -ценник на -защиту в -российских интересах в -трех странах  -США, Великобритании и -Германии  -может достигать $2 -млн, допускает -он. Кроме того, МЦПЗ занимается коммуникационным сопровождением процессов. -Так, в -июне 2016 года МЦПЗ привлек PR-фирму Daniel -J. -Edelman для -освещения американского процесса, та раскрывала Минюсту -США, что -«-работа для -клиента уже началась, но -по -контракту еще ведутся переговоры»-, однако -вскоре судебный процесс в -США был приостановлен.

На разбирательство по «-делу ЮКОСа»- c 2006 по -2014 -год, когда -Третейский суд в -Гааге вынес решение против -России, Москва потратила $37 -млн, следует из -текста приговора, в -котором этим издержкам посвящена отдельная глава. Средства пошли на -гонорары юристам и -экспертам. Услуги 11 экспертов обошлись стране в -$4,5 -млн, услуги юристов (10 партнеров, 35 юристов и -25 помощников юристов и -стажеров)   в -$27 -млн.

Британский журнал Economist в -апреле 2016 года утверждал, ссылаясь на -некие оценки без -указания на -конкретный источник, что -за -годы судебных разбирательств по «-делу ЮКОСа»- стороны потратили на -юристов $300&ndash-400 -млн, причем Россия  -две трети этой суммы. Представитель GML не -ответил на -запрос -РБК.

Расценки юрфирм

Интенсивность работы над -конкретным делом -и, как -следствие, оплата юристов варьируются месяц от -месяца. В один месяц может идти подготовка к -заседанию и -само заседание, в -другой &mdash- может идти работа над -процессуальными документами, а -в -третий &mdash- может ничего не -происходить. В активные месяцы по -каждой из -стран (США, Великобритания и -т.д.) Россия могла тратить порядка -$200&ndash-600 -тыс. Это средние цифры  -на -уровне Великобритании. В США издержки могут быть больше. Работа оплачивается исходя -из -почасовых ставок юристов. Вряд -ли -ставка партнера White &- Case, которая может составлять порядка -$800, будет принципиально выше или -ниже -ставок аналогичных фирм на -рынке. Всех клиентов интересуют в -первую очередь не -ставки, а -итоговые цифры, говорит Панич.

Распространенная практика  -согласование бюджета при -определенных допущениях, выходить за -которые фирма не -должна. Для отдельных клиентов наценки не -устанавливаются, а -скидки, напротив, даваться могут, особенно по -такого рода делам. Не исключено, что -White &- Case дала России скидку, возможно, даже -существенную, как -минимум на -свою почасовую ставку. Бюджеты могут согласовываться на -все дело (до вынесения окончательного приговора), на -его определенную стадию или -на -конкретный -год, что -очень актуально, когда -речь идет о -клиенте-государстве или -государственной структуре. Последние работают в -рамках годового бюджета, поскольку -им следует рассчитывать, сколько -могут составить услуги юридической фирмы в -соответствующем календарном году, иначе -может возникнуть проблема с -оплатой услуг, говорит Панич. Судебные процессы с -экс-акционерами ЮКОСа «-дешево не -обходятся»-, но -это несущественно по -сравнению -с -десятками миллиардов долларов, которые требуют с -России бывшие акционеры, говорил Кондаков «-Ведомостям»-. МЦПЗ следит за -тем, чтобы -не -переплачивать юристам: «-Например, счета одной весьма уважаемой фирмы вызвали у нас немало вопросов. Начали их задавать, и -в -результате -удалось отбить в -пересчете на -рубли ни -много ни -мало порядка -25 млн»-,  рассказывал -он.

 -